avangard-pressa.ru

Ортодоксия пребывает в кризисе, из которого намечается несколько выходов - Религия

Вопрос №6: Общая характеристика кризиса Брахманизма в 6-2 веках до нашей эры, астических даршан (ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта) и настических школ (чарвака, джайнизм, буддизм).

6-5вв. до нашей эры – в Индии – начало

глубокого структурного социального

кризиса.

До 6 века в Индии сложилась устоявшаяся варновая структура, идеологических альтернатив не было. С 6 века появляются учения, которые противопоставляют себя ортодоксии, неортодоксические.

Астика – ортодоксальные учения, настика – неортодоксальные учения.

Глубина кризиса

:

1. появление неортодоксических учений кшатриев (Гаутама Сикхартха – Будда, Махавира (джайнизм)).

Кшатрии вступили в острую идеологическую борьбу с брахманами за полноту власти. Кшатрии в это время начинают понимать, что брахманы обладают сильным оружием - духовной властью. Они недовольны этим, так как хотят всей полноты власти. Начинает распространяться мнение, что брахманы – дармоеды, так как не производят никаких материальных благ. Начинают появляться кшатрийские школы. Идеологическая борьба доходит до точки кипения.

2. Сложные процессы происходят и внутри самой варны брахманов. Варна брахманов дифференцируется в зависимости от исполняемых ритуалов. Среди них появляется внутренняя ересь.

3. Вайшьи, основной состав населения, стали возмущаться.

4. Продолжает существовать неравенство между шудрами и остальными тремя Варнами. Начинается брожение умов среди шудр. Шудры недовольны своим положением. Гупта – династия, основанная шудрами.

5. В буддийской литературе появляется образ женщины, сподвижницы учителя или просто самостоятельно постигающей литературу. Значит, на женщину перестают смотреть как на прислужницу мужчины, смотрят как на личность. Так, Будду сопровождает много женщин. Это смена идеологической парадигмы.

6. В это время происходит и разложение родового строя, имущественная дифференциация общества. Улучшились условия для разного рода культур, происходит экономический рост. Человек мог рискнуть: уехать из деревни в город, заниматься хозяйством самостоятельно, начать собственное дело. Выделение семьи. Выделение личности из семьи, формирование личностного начала. Об этом свидетельствует в том числе и буддизм – первое личностное учение, обращение к 1 человеку.

Шла идеологическая борьба, как внутри самой ортодоксии, так и за ее пределами.

Внутри самой ортодоксии появилось много внутренней ереси. То есть шел распад, кризис ортодоксии. Например, эта внутренняя ересь была отражена в 6-й книге эпического произведения ведической литературы Махабхарата, Бхагавадгите. Вроде бы стремилась поддержать ортодоксию, но анализ показывает много новых концепций, например личностной любви к Богу или концепция карма-йоги (исполняя свой долг, можно прийти к спасению).

Ортодоксия пребывает в кризисе, из которого намечается несколько выходов.

1. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОРТОДОКСИИ (НОВЫЙ ИМИДЖ)

Путь реформы ортодоксии с учетом критики. Так, брахманизм в 2 веке до нашей эры трансформируется в индуизм. Индуизм пересматривает отношение к ритуалам, женщине. Допускается бОльшая личная свобода. Сокращается пантеон до Тримурти (Вишну, Шива, Брахма).

Формируются 6 даршан (доктрин, концепций, учений), которые оставаясь в пределах ортодоксии, стремятся очистить ее от всего плохого и устаревшего, избавить от критикуемых точек. Например, буддизм критиковал ортодоксию за кровавые жертвоприношения. Будда говорил, что невозможно достичь спасения своей жизни за счет отнятия ее у других.

6 даршан, шат даршана - астические школы.

Ньяя, Вайшешика, Йога, Санкхья, Миманса, Веданта), их часто называют шат даршан (6 даршанов).

Астика признаёт Веды. Также они признают трёх богов индуизма (тримурти): Брахму, Шиву и Вишну. Вишну – бог-творец, созидатель. У него есть 10 аватар (одна из них – 8-я – Кришна; индуисты считают, что Будда – это 9-я аватара Вишну, и что он пришёл для того, чтобы прекратить кровавые жертвоприношения). Очень популярный персонаж. Шива – главный йогин, он весь чёрный, так как выпил всю людскую скорбь.

Система 6 даршан – идеологическая надстройка над индуизмом.

Ньяя и Вайшешека

(сугубо философские)

Ньяя

– «анализ». Основатель школы Ньяя – Готама. Он со своими последователями занимался разработкой понятийного аппарата, чтобы формулировать знания более системно. Эту школу часто сравнивают со школой Аристотеля. Это школа реализма. Наиболее важные категории: братьякша – восприятие, акумана – вывод, шабуда – свидетельство авторитетных и опытных учителей. Наяики – последователи ньяя. Мир – реален, не является майей, иллюзией. Школа реализма. Мир может быть понят с точки зрения законов физики. 4 источника познания мира: восприятие, вывод или умозаключение, сравнение, свидетельство или доказательство. Оптимальный результат – при органическом соединении всех 4х источников. Существует некая верховная мироустроительная сила, но она не творит мир. Именно мироустроительная.

Вайшешека

– «школа индивидуальных свойств». Основал учитель Канада. Вторую астическую школу Вайшешика часто сравнивают со школой Физиков древнего Милета. Они занимались внешней природой, а не внутренней природой человека и опирались на учение Ньяя. Использовали понятийно-категориальный аппарат наяиков+разработали 7 основных категорий, которые помогают воспринимать мир: 1. дравья – субстанция 2. гуна – качество 3. карма – действие, 4. самания – всеобщность, универсальность 5. вишеша – индивидуальность, особенность, специфика 6. самавайя – существование 7. абхава – не существование. Есть Бог – мироустроительная сила, чаще всего подразумевали Брахму.

Санкхья и Йога

(практические)

Санкхья

означает «счёт», «исчисление». Её основатель – мудрец по имени Капила. Он и его последователи занимались теорией числа. Поэтому их часто сравнивают со школой Пифагора. Выдвинули идеи о количестве и мере. Дуалистический реализм: существуют две равнозначные реальности: материальное начало (прокрити) и духовное начало (Пуруша). Учение о трех гуннах: саттва (спокойствие, мудрость, равновесие, ассоциируется с варной брахманов), раджас (активное начало, ассоциируется с варной кшатриев), тамас (инертное темное начало, аморфное, ассоциируется с варной вайшья). То или иное существо содержит в себе все три гунны. Сформировали учение о душе (душа – не едина, 3 качества и в этом противоречие каждой души), психике. Считали, что верховного бога-устроителя Вишнакарнана не существует, высшей силы нет. Зачатки психологии. Санкхьяики полагали, что Бога нет (как и миманса), мир – спонтанен и существует в результате взаимодействия прокрити и Пуруша.

Йога.

Радхакришнан сравнивает Йогу со школой стоиков, у которых тоже было бесстрашное, хладнокровное, спокойное отношение к жизни. К тому же, они были законченными индивидуалистами. Всё направлено на работу внутри себя, так как жизнь всего одна и не очень долгая. Считали, что нужно сосредоточиться на использовании джняны – интеллекта. Нужно научить его сосредотачиваться, действовать в ритме. Человек может контролировать все процессы. Для этого они входили в специальный йогический транс. Йогический транс состоит из 8 ступеней. Зачатки школы Йога появились задолго до её появления. Наиболее чётко эту школу охарактеризовал Патанджали, которому принадлежит авторство Йога-сутры. Самосовершенствование, самоконтроль, школа науки об обуздании страстей. «йог» - соединение. Сознательный индивидуальный аскетизм. Методология медитативного транса. Корни в доарийском, дравидийском периоде. Теория 8 ступеней медитации:

1. яма (обуздание страстей, чувств)

2. нияма (воспитание в себе добродетелей)

3. асана (позы, положение тела)

4. пранаяма (контроль за дыханием)

5. пратьяхара (отдаление чувств)

6. дхарана (концентрация внимания)

7. дхьяна (созерцание)

8. саматхи (полное сосредоточение) Стирается граница между «Я» и окружающим миром.

Уникальная традиция индийской культуры как метод совершенствования. Глубокое влияние почти на всю восточную культуру. Бог есть.

Миманса и Веданта

(внимание сосредоточено на ведических текстах, текстологический анализ)

Миманса

«исследование» (ранних текстов Вед). Занималась исследованием Ведических текстов. Её основатель – Джаймими. Эту школу сравнивают со школой Сократа. Для них также философия была образом жизни. Не написали ни одной строки. Извлекали из Вед ритуал, исследовали и переводили на новый лад. Мимансаки считали, что вся жизнь – мета-ритуал, завещан от богов. Освоив норму поведения, становишься свободным. Тексты Вед – вечны, вне зависимости от интерпретаций. Подчеркивается сакральность вед. Главное – исполнение варнового долга.

Веданта

(в переводе – завершение Вед) считает себя завершением ведической традиции, (претендовала на кульминационную точку) а значит – высшей точкой её развития. Её основатели – Бадараяна. Ему приписывают важный текст для веданты – Брахма-Сутра, сутра о Брахме. Наибольший вклад – Шанкара, философ 9 века. Способствовал тому, что буддизм начал терять популярность. Шанкара многое извлек из критики со стороны буддизма, улучшил индуизм-веданту.

З основных периода:

Шанкара-адвайта-веданта (недвойственная)

Рамануджа-вишишта-веданта (не важно противопоставление Брахмы и Атмана) 12 век

Матхва-двайта-веданта (двойственная) 13 век. Противопоставление: Брахма – идеальное, Атман – физическое.

Теория, теоретическое осмысление мира.

Также как представители школы Миманса, Ведантисты считают, что Веды вечны, и их мудрость не уступает ничему. Считают, что эти тексты нужно постоянно комментировать. Главные темы их философии были темы кармы и метапсихоза (переселения душ). Эту школу можно сравнить со школой Платона. Так же, как и у него, в философии Веданты было два периода. Первый – Вишишта Веданта (непоследовательная Веданта), которые отвечали на вопросы «ни да, ни нет». В 12-13 веке уже возникла школа «Двойственной Веданты» - она была очень близка Платонизму. Ведантисты больше интересовались словом, извлекли понятийную систему.

Йога, Ньяя и Веданта до сих пор очень популярны, в том числе и на Западе.

ПОЯВЛЕНИЕ ТЕЧЕНИЙ ВНЕ ОРТОДОКСИИ

Кроме них ортодоксию критиковали также

три настические школы

.

Первая из них –

Чарвака.

Её основал кшатрий Чарвака. Кшатрии вступили в острую идеологическую борьбу с брахманами за полноту власти. Схожа с идеями Демокрита. Но аутентичных текстов их не сохранилось. Материализм не был характерен для Индии. Поэтому, не прижилось. Течение материальной мысли, а для Индии материализм не характерен и последователей не оказалось. О текстах можно судить только по цитатам оппонентов.

Название второй настической школы –

Джайнизм

, происходит от слова Джайн – воин добра, света и знания. Джайнизм – это философия воинов, учение о махавира – великом муже. Махавира – основатель джайнизма. Учение джайнов, воинов, очень миролюбивых. Маха – великий, вира – мужчина. Биография напоминает биографию Будды, и изображения похожи на Будду, только обнаженные. Этот образ часто изображают в храмах. Джайны обычно полностью обнажены (иногда – с набедренной повязкой). Это очень сильно шокирует европейских туристов. Сейчас они расколоты на два направления. Первые – Шветамбары (одетые в белое). Это позволяет им появляться в цивилизованном обществе. Вторые – Дигамбары (одетые в пространство). Не чувствуют отдалённости от природы. Даже когда пьют из ручья, пьют через тряпочку, чтобы не нарушить ход эволюции, проглотив какого-нибудь жучка. Они ходили и раздвигали травинки на своём пути, чтобы кого-нибудь не раздавить. Такая философия, конечно, не могла стать очень популярной. Сейчас она есть только в провинции. Кшатрии. Был очень популярен. Радикально-моральное течение. Полное приближение к природе.

Буддизм.

Он до сих пор продолжает интересовать многих людей. Формирование личностного начала. Об этом свидетельствует в том числе и буддизм – первое личностное учение, обращение к 1 человеку. Многое в философии Буддизма созвучно и современным научным теориям. Многие современные сановники Буддизма имеют светские учёные степени. Буддизм вообще очень дружит с наукой, в отличие от христианства и тем более, ислама. Буддизм возник на рубеже 6-5 вв. до нашей эры на территории современного Непала, в городе Ахилаваста. Основатель – Ситхардха Гаутама, прозванный - Будда.