avangard-pressa.ru

Место библиографоведения в системе наук - Маркетинг

1. Связь теории библиографии с дисциплинами общенаучного цикла

Библиографоведение не может не опираться на результаты исследования других наук, из которых она берет то, что необходимо для более глубокого и всестороннего понимания изучаемых им феноменов.

Библиографоведение относится к числу молодых наук и поэтому его связи с другими научными дисциплинами во многом находятся еще в процессе становления. С обними науками эти связи стали уже прочными, а с другими – только намечаются.

Рассмотрим связи библиографоведения с такими науками гуманитарного профиля, как философия, социология, культурология, экономика, история и психология.

Библиографоведение и философия. Философия представляет собой наиболее высокий уровень теоретического обобщения, оперирует предельно широкими и всеобщими категориями, необходимыми для познания сущности библиографии. Философия дает основания для исследования взаимодействия библиографии и общества, библиографии и человека.

Использование таких категорий, как объект и субъект библиографии, функции, деятельность и методы деятельности, пространство и время, общее и частное, классификация и систематизация, система и структура, способствуют универсальному анализу роли библиографии в различных сферах общественной жизни.

Библиографоведение и социология. Социология представляет для библиографоведения комплекс методов, с помощью которых могут исследоваться разные процессы функционирования библиографии в обществе (анкетирование, метод экспертных оценок, опросы населения и пр.). Социология библиографии способна исследовать социодинамику и синхронный процесс функционирования библиографии; ценностные ориентации различных групп потребителей информации; деятельность социальных институтов и библиографических служб, их статус в обществе, престиж и популярность; роль библиографии в формировании единого информационного пространства. Социология также дает убедительный фактографический и статистический материал для выработки политики государства и общества в области библиографии. Социология лежит в основе научного обоснования рекламы, в том числе рекламы библиографического продукта, что также способствует пересечению исследовательской проблематики социологии и библиографоведения.

Библиографоведение и культурология. Культура охватывает все виды как духовной так и материальной деятельности человека. Она сохраняет ценности, накопленные человеком, и обеспечивает их трансляцию из поколения в поколение. Библиография сущностно связана с сохранением, переработкой и трансляцией фиксированного в документах знания, и входит таким образом в культуру как ее часть, необходимое звено и средство. Библиография даже ведомственно отнесена к сфере культуры.

Библиографоведение и экономика. В условиях существенных экономических преобразований в стране любая наука не может оказаться в стороне от экономической проблематики. В настоящее время экономика входит в библиографоведение по двум направлениям:

– маркетинговые исследования, связанные с изучением спроса на библиографический продукт (ресурсы, услуги) и способов, уровня, качества его удовлетворения;

– изучение экономической эффективности различных процессов библиографической деятельности.

Например, рассчитаны формулы, позволяющие вычислить, каков вклад источников информации, о которых сообщили специалисту, в его исследовательские и технологические разработки, т.е. степень их эффективности. В последнее время в связи с развитием компьютерных технологий встает вопрос об оптимальном соотношении различных систем (традиционных и электронных) в экономическом контексте.

Библиографоведение и история. В библиографоведении сформировался самостоятельный и достаточно хорошо разработанный исторический раздел. История библиографии базируется на всемирной и отечественной истории. Суть истории и истории библиографии едина, для них характерна цепочка: факт – описание – его интерпретация. Только во всеобщей истории – это события, общественно значимые для деятельности людей, в истории библиографии – события и лица узкой сферы человеческой деятельности.

Библиографоведение и психология. Библиографоведение изучает многие вопросы, связанные с субъективными факторами деятельности, т.е. с особенностями личности библиографа и потребителя библиографической информации. Традиционными для библиографоведения стали категории «потребность», «интерес», «мотив», «установки», «общение», «психология восприятия книги», «психология чтения», «психология восприятия аннотации» и т.п. Все эти понятия разрабатываются в психологии, а в библиографоведении они получают специфическую интерпретацию. Библиографоведы занимаются классификацией потребителей библиографического продукта, а она оказывается неполной без учета психологических особенностей тех или иных категорий потребителей. Эффективность библиографического общения также зависит от двух взаимодействующих субъектов, наличия симпатий, антипатий, сопереживания, доброжелательности и других психологических состояний, сопровождающих межличностную коммуникацию.