avangard-pressa.ru

Местное управление и самоуправление - Право

Самоуправление — это самоорганизация населения территориальной единицы, жителей населенного пункта (его части), членов или участников общественного объеди­нения, членов трудового коллектива. Оно предполагает са­мостоятельный выбор целей и путей их достижения само­управляющимися структурами при сохранении взаимодейст­вия с иерархически иными структурами с целью улучше­ния качества жизни населения соответствующей террито­рии. В демократическом обществе самоуправлением мож­но назвать самоорганизацию всего народа, поэтому в конс­титуциях многих государств местное самоуправление закреплено как важнейший принцип демократической сис­темы управления.

Понятие «местное самоуправление» рассматривается как одно из неотъемлемых коллективных прав населения соответствующей территории и отражает сложное и много­образное явление, становление и развитие которого нераз­рывно связано с историческими, политическими, экономи­ческими, этническими, культурными особенностями и тра­дициями территории. Неоднозначно трактуется и термин «самоуправление». По словарю С. Ожегова и Н. Шведо­вой — это внутреннее, своими собственными силами управ-

ление делами в какой-либо организации, коллективе1. В Германии и Великобритании употребляются термины «местное управление» и «самостоятельное управление». Во Франции понятию «самоуправление» соответствует поня­тие «децентрализация», которое представляет собой наде­ление местных органов широким кругом полномочий.

В большинстве стран самоуправление — это категория конституционного и муниципального права и используется обычно в конституционно-правовом регулировании, осо­бенно в таких понятиях как «народное самоуправление», «местное самоуправление», «территориальное обществен­ное самоуправление». Вместе с тем в ряде стран (Великоб­ритания и др.) вопросы местного управления и самоуправ­ления регулируются нормами административного права.

В науке конституционного права большинства госу­дарств господствует концепция, в соответствии с которой глава государства, парламент, правительство, суды, а так­же назначаемые ими представители на местах — губерна­торы, префекты, комиссары и др. — являются исключи­тельно центральными органами государственной власти. К органам местного самоуправления относятся выборные органы на местах и формируемые ими администрации, осуществляющие публичную негосударственную власть на местах — власть населения конкретных административно-территориальных единиц. Кроме органов местного самоуп­равления власть населения территориальных единиц мо­жет осуществляться непосредственно — через проведение местных референдумов, сельских сходов и др., как наибо­лее демократичных и эффективных форм осуществления населением своих властных полномочий.

Среди многообразия организационных форм местно­го самоуправления наиболее распространенными являют­ся земства, местные советы депутатов, местная адми­нистрация (глава местного самоуправления), муниципаль­ное (коммунальное) самоуправление (мэр^, ландратД

'Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского язы­ка. М., 1999. С. 695.

^Л/э/? (от франц. та!ге) — лицо, возглавляющее муниципалитет.

эДандрат (от нем. ЬапйгаЬ) — глава местного управления в Герма­нии; в некоторых кантонах Германии — законодательный орган.



магистрат4, бургомистр^ и др.). В зависимости от нацио­нальных особенностей и традиций различных стран приня­то выделять четыре основные системы осуществления пуб­личной власти на местах:

• англосаксонскую;

• романо-германскую (континентальную);

• иберийскую;

• советскую (система советов).
» &эдгштакшАЛ,

Наиболее распространенной системой местного самоуп­равления является англосаксонская система, в соответст­вии с которой на местах отсутствуют полномочные пред­ставители центрального правительства для осуществления местного управления и контроля за действиями выборных органов. Для решения местных вопросов сроком на 2—4 года избираются состоящие от трех до пятидесяти человек советы (правления) административно-территориальных единиц: графств — в Англии, Уэльсе; областей и округов -в Шотландии; округов, тауншипов — в Австралии, Кана­де, США. Кроме того, для осуществления местной управ­ленческой деятельности население само непосредственно избирает должностных лиц — мэров, шерифов", атторне­ев7. В ряде случаев местные выборные органы для управ­ления нанимают специалистов-менеджеров (мэров, бурго­мистров). Местные выборные органы в пределах актов за­конодательства, обычаев, сложившейся практики, судеб­ных прецедентов самостоятельно решают вопросы местной жизни. Правовой основой их деятельности являются уста­вы, положения, хартии. Контроль из центра за деятель­ностью местных органов самоуправления осуществляется в

^Магистрат (от лат. та§151аи15) — орган городского управления в некоторых странах. В России — сословный орган городского управле­ния с 1720 г. (в 1727 — 1743 гг. назывался ратушей).

^Бургомистр (от нем. Виг^>егте15г,ег) — глава органов местного са­моуправления в Германии, Бельгии и др. Должность бургомистра воз­никла в Европе в XVI—XVII вв.

"Шериф (от англ. зЬепгО — должностное лицо в Великобритании, Ирландии, США, выполняющее в своем округе определенные админист­ративные функции.

'Атторней (от англ, айогпеу) — в США атторнеи округов, райо­нов, городов — консультанты органов власти по вопросам права, осущест­вляющие также функции уголовного преследования и обвинения по уголовным делам.

форме проведения финансовых ревизий, инспекций, су­дебного контроля и др.

Романо-германская (континентальная) система местного самоуправления строится на основе сочета­ния выборности и назначаемости местных органов и ти­пична для Болгарии, Италии, Польши, Франции. В общи­нах (поселках, объединениях нескольких сельских насе­ленных пунктов, городах) функционируют исключительно выборные органы местного самоуправления — советы и мэ­ры. В некоторых административно-территориальных еди­ницах областного или районного звена действуют только назначаемые центром управители (Болгария), губернато­ры (Финляндия, Турция), воеводы (Польша), помощники комиссаров, субпрефекты в единицах районного значения (Франция). В других вариантах этой системы с одной сто­роны действуют выборные советы, а с другой — назначае­мые сверху представители главы государства, правитель­ства, министерств (например, режьоны и департаменты во Франции). Советы избирают исполнительный орган (еди­ноличный или коллегиальный), который руководит адми­нистрацией, подчиненной совету. Назначенный из центра представитель осуществляет административный контроль за деятельностью местных выборных органов, в том числе общинных.

По иберийской системе местного самоуправле­ния население административно-территориальной едини­цы избирает совет и главное должностное лицо данной единицы — мэра, префекта1 и др. В ряде случаев такое должностное лицо избирается не населением, а советом. Глава административно-территориальной единицы может одновременно занимать пост председателя совета и утверж­даться правительством как его представитель. В таких слу­чаях он вправе контролировать деятельность совета. Такая система типична для Бразилии, Испании, Португалии, ря­да государств Латинской Америки. Однако в некоторых странах данная система местного самоуправления по орга­низационной структуре близка к романо-германской (кон­тинентальной) системе.

^Префект (от лат. ргаеГейиз - начальник) - в некоторых государст­вах Западной Европы представитель центрального правительства в от­дельных административно-территориальных единицах.


Система Советов применялась преимущественно в социалистических странах. Согласно данной системе депу­таты местных Советов являлись представительными орга­нами государственной власти, избирались населением со­ответствующей административно-территориальной едини­цы прямым тайным голосованием, а избранный населени­ем Совет формировал свой исполнительный орган облисполком, райисполком, горисполком.

Первые Советы возникли в России в ходе Революции 1905—1907 гг. Некоторые функции Советов на территории современной Беларуси в 1905 г. исполняли Минский коа­лиционный совет и Витебский коалиционный комитет, а также подобные Советам органы и стачечные комитеты в других крупных городах, которые первоначально выступа­ли как органы руководства стачечной борьбой. Затем они переросли в революционные органы борьбы с царским ре­жимом. После Февральской революции 1917 г. были соз­даны Минский, Гомельский, Витебский Советы рабочих и солдатских депутатов. Функции Советов в войсках выпол­няли армейские комитеты. В ноябре 1917 г. Минский Со­вет рабочих и солдатских депутатов объявил о переходе власти к Советам.

3 февраля 1919 г. Первый Всебелорусский съезд Сове­тов принял первую Конституцию БССР, которая устано­вила, что вся власть в центре и на местах принадлежит Со­ветам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Сос­тоявшийся в декабре 1921 г. Третий Всебелорусский съезд Советов принял Положение об исполкомах волостных и сельских Советов, а ЦИК БССР утвердил Положения о городских и сельских Советах, волостных и уездных съез­дах Советов.

По Конституции БССР 1927 г. местными органами власти являлись окружные и районные съезды Советов, сельские, местечковые и городские Советы и их исполни­тельные органы. После принятия Конституции 1937 г. Со­веты рабочих, солдатских и крестьянских депутатов были преобразованы в Советы депутатов трудящихся.

В послеоктябрьский период местные органы власти Бе­ларуси играли важную роль в решении экономических, со­циально-политических и культурных задач. В годы Вели­кой Отечественной войны местные Советы и их органы стали центрами по мобилизации населения на борьбу с не­мецко-фашистскими захватчиками, а в послевоенный пе-

риод — на восстановление разрушенного войной народно­го хозяйства.

По Конституции БССР 1978 г. местными органами го­сударственной власти были Советы народных депутатов, составляющие политическую основу государства. Они осу­ществляли руководство государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством. Советы форми­ровали все другие государственные органы и сочетали в себе черты государственных и общественных организаций.

Определение современного понятия местного управле­ния и самоуправления в Республике Беларусь дано в статьях 1 и 2 Закона от 20 февраля 1991 г. «О местном уп­равлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (В редакции Закона от 10 января 2000 г.).

Местное управление — это форма организации и де­ятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Местное самоуправление в Республике Бела­русь является существенным элементом конституционного строя Республики Беларусь и одной из форм осуществле­ния власти народа; это форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономи­ческих, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на ос­нове собственной материально-финансовой базы и привле­ченных средств.

В соответствии со статьей 117 Конституции Республики Беларусь местное управление и самоуправление осуществ­ляется гражданами через местные Советы депутатов, ис­полнительные и распорядительные органы, органы терри­ториального общественного самоуправления, местные ре­ферендумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Законодательством не допускаются какие-либо ограни­чения прав граждан на участие в местном управлении и са­моуправлении, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и законами Республи­ки Беларусь.



В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» местное управление и самоуправ­ление осуществляются в соответствии со следующими основными принципами:

1) народовластия, участия граждан в местном управле­
нии и самоуправлении;

2) законности, социальной справедливости, гуманизма,
защиты прав и охраняемых законом интересов граждан;

3) взаимодействия органов местного управления и само­
управления;

4) разграничения компетенции представительных и ис­
полнительных органов;

5) единства и целостности системы местного управле­
ния и самоуправления;

6) самостоятельности и независимости Советов, других
органов местного самоуправления в пределах своих полно­
мочий в решении вопросов местной жизни;

7) выборности Советов, других органов местного само­
управления, их подотчетности населению;

8) гласности и учета общественного мнения, постоянно­
го информирования населения о принимаемых решениях
по важнейшим вопросам и результатах их выполнения,
предоставления каждому гражданину возможности озна­
комления с документами и материалами, непосредственно
затрагивающими его права и законные интересы;

9) сочетания местных и общегосударственных интере­
сов, участия органов местного управления и самоуправле­
ния в решении вышестоящими органами вопросов, затра­
гивающих интересы населения соответствующей террито­
рии;

10) ответственности за законность и обоснованность при­нимаемых решений.

Правовые основы местного управления и самоуправле­ния регулируются разделом V Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О местном уп­равлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

Систему органов местного управления составляет совокупность государственных органов, осуществляющих государственно-управленческую деятельность на местном уровне. Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных,

районных, городских, поселковых и сельских исполни­тельных комитетов и местных администраций.

Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального об­щественного самоуправления (советы и комитеты микро­районов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квар­тальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные). Местное самоуправление осу­ществляется также путем проведения местных референду­мов, собраний граждан и через иные формы прямого учас­тия граждан в государственных и общественных делах.

Сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы составляют систему Советов в Республике Беларусь, единство которой обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах на­селения, социального и экономического развития соответст­вующей территории. В силу статьи 118 Конституции Рес­публики Беларусь местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-террито­риальных единиц сроком на четыре года.

В Республике Беларусь устанавливаются 3 территори­альных уровня Советов:

• первичный;

• базовый;

• областной.

К первичному территориальному уровню отно­сятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы.

К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения) и районные Советы.

К областному территориальному уровню отно­сятся областные Советы. Минский городской Совет депута­тов обладает правами базового и областного Советов.

Согласно статье 120 Конституции Республики Беларусь местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударствен­ных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения выше­стоящих государственных органов.

В случае систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики Националь­ного собрания Республики Беларусь (статья 123 Конститу­ции Республики Беларусь). Иные основания досрочного прекращения полномочий местных Советов депутатов оп­ределяются Законом «О местном управлении и самоуправ­лении в Республике Беларусь». В частности, статья 27 данного Закона предусматривает, что полномочия Совета могут быть досрочно прекращены Советом Республики в случаях: систематического или грубого нарушения Сове­том требований законодательства; если Совет не менее трех раз подряд не смог собраться на сессию из-за неявки депутатов по неуважительным причинам; если Совет в те­чение двух месяцев со дня созыва первой сессии не обра­зовал свои органы. Полномочия Совета могут быть также досрочно прекращены в случаях, если: избиратели выра­зят ему недоверие путем референдума; Совет принял ре­шение о самороспуске; изменяется административно-тер­риториальное устройство.

Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсове­та является исполнительный комитет с правами юридиче­ского лица. Исполнительные комитеты первичного, базово­го и областного уровней входят в систему органов исполни­тельной власти и являются органами местного управления.

В состав исполнительного комитета входят председа­тель исполнительного комитета, его заместители (замести­тель), управляющий делами (секретарь) и члены исполни­тельного комитета. Согласно статье 119 Конституции Рес­публики Беларусь руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждают­ся в должности соответствующими местными Советами де­путатов.

Первый заместитель председателя, заместители предсе­дателя, управляющий делами и члены областного (Мин­ского городского) исполнительного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности председате­лем исполнительного комитета по согласованию с Прези­дентом Республики Беларусь, а первый заместитель пред­седателя, заместители (заместитель) председателя, управ-

ляющий делами (секретарь) и члены районного, городско­го, поселкового, сельского исполнительного комитета — председателем соответствующего исполнительного комите­та по согласованию с вышестоящим исполнительным коми­тетом.

Областные, а также Минский городской исполнитель­ные комитеты подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Бе­ларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правитель­ства Республики Беларусь, а исполнительные комитеты первичного и базового уровней — Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распоряди­тельным органам. Исполнительный комитет ответствен пе­ред соответствующим Советом по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.

Компетенция органов местного управления и самоуп­равления определяется Конституцией Республики Бела­русь и Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». В силу статьи 9 указанного За­кона исполнительный комитет:

=> обеспечивает на соответствующей территории со­блюдение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Бела­русь, а также выполнение решений Совета и решений вы­шестоящих государственных органов, принятых в преде­лах их компетенции;

=* разрабатывает и вносит для утверждения в Совет де­путатов схему управления местным хозяйством и коммуналь­ной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан, распоряжа­ется коммунальной собственностью административно-терри­ториальной единицы в порядке, установленном Советом;

=> разрабатывает и вносит для утверждения в Совет проекты программ экономического и социального разви­тия, местного бюджета, принимает меры по осуществле­нию программ и исполнению местного бюджета, представ­ляет Совету отчеты об их выполнении; организует получе­ние доходов местного бюджета и их использование по це­левому назначению, принимает решения о выпуске мест­ных ценных бумаг и проведении аукционов;

=> принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объ-

единений коммунальной собственности, утверждает режим их работы, дает согласие на размещение на подведомствен­ной ему территории предприятий, организаций, учрежде­ний и объединений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующей административно-террито­риальной единицы;

=> заключает договоры с юридическими и физическими лицами;

=> отменяет в пределах своей компетенции решения ру­ководителей иных органов местного управления, принятые с нарушением законодательства Республики Беларусь или противоречащие решениям Совета и исполнительного ко­митета;

=> решает в соответствии с законодательством Респуб­лики Беларусь вопросы землеустройства и землепользова­ния;

=> решает в соответствии с законодательством Респуб­лики Беларусь вопросы охраны здоровья, образования, со­циального и культурного обеспечения, торгового, транспорт­ного, коммунального, бытового и иного обслуживания граждан на соответствующей территории;

=> организует разъяснение законодательства Республи­ки Беларусь и оказание юридической помощи населению;

=> осуществляет полномочия, предусмотренные Изби­рательным кодексом Республики Беларусь и иными акта­ми законодательства Республики Беларусь о выборах, ре­ферендуме, отзыве депутатов, а также по организации об­суждения других важнейших вопросов местного и респуб­ликанского значения;

=> вносит в установленном порядке предложения о представлении к государственным наградам и поощрениям;

=> осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом «О местном управлении и самоуправлении в Рес­публике Беларусь» и иным законодательством.

Исполнительный комитет также решает вопросы, отнесенные к компетенции соответствующего Совета, в пределах полномочий, предоставленных ему Советом или им делегированных. Вместе с тем исполнительный ко­митет не вправе вмешиваться в компетенцию соответству­ющего Совета, а Совет — в компетенцию исполнительного комитета.

Срок полномочий председателя сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) исполнитель-

ного комитета равен сроку полномочий соответствующего Совета.

В своей деятельности председатель областного (Мин­ского городского) исполнительного комитета подотчетен и подконтролен Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь, а председатель исполнительного комитета первичного и ба­зового уровней — Президенту Республики Беларусь и вы­шестоящим исполнительным и распорядительным органам. По вопросам, отнесенным к компетенции Совета, предсе­датели исполнительных комитетов подотчетны соответ­ствующим Советам.

Не допускается, если иное не предусмотрено Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и иными актами законодательства, совмещение должности председателя исполнительного комитета с лю­бой другой должностью, выполнение оплачиваемых работ, кроме связанных с преподавательской, научной, творче­ской деятельностью.

Председатель исполнительного комитета:

=> возглавляет исполнительный комитет, обеспечивает взаимодействие исполнительного комитета и соответствую­щего Совета;

^ назначает в установленном Законом «О местном уп­равлении и самоуправлении в Республике Беларусь» по­рядке первого заместителя, заместителей (заместителя) председателя, управляющего делами (секретаря), иных членов исполнительного комитета; назначает заместителя (заместителей) главы местной администрации (для горо­дов, имеющих районное деление);

=> представляет исполнительный комитет во взаимоот­ношениях с Советом, другими государственными органа­ми, органами территориального общественного самоуправ­ления, предприятиями, организациями, учреждениями, объединениями и гражданами;

=> представляет сессии Совета по мере необходимости, но не реже одного раза в год отчеты о деятельности испол­нительного комитета, информирует Совет и граждан о сос­тоянии дел на подведомственной Совету территории;

=> организует работу по подготовке заседаний исполни­тельного комитета, ведет заседания, обеспечивает конт­роль за реализацией принятых решений; определяет струк-

туру и штаты исполнительного комитета, его управлении, отделов и других подразделений, руководит ими;

=> является распорядителем кредитов по расходной части местного бюджета и внебюджетных средств, распо­ряжается имуществом и финансовыми ресурсами исполни­тельного комитета;

=> налагает в соответствии с законодательством Респуб­лики Беларусь дисциплинарные взыскания на председате­лей нижестоящих исполнительных комитетов (глав мест­ных администраций), их заместителей;

^ назначает по согласованию с исполнительным коми­тетом на должности и освобождает от должностей руково­дителей предприятий, организаций, учреждений и объеди­нений, основанных на коммунальной собственности соот­ветствующей административно-территориальной единицы;

=> руководит гражданской обороной на подведомствен­ной ему территории;

=> осуществляет на подведомственной ему территории в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, государственный контроль за охраной атмос­ферного воздуха, вод, лесов, недр, растительного и живот­ного мира;

=> осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, в том числе ре­шениями Совета и исполнительного комитета.

Согласно статье 11 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Бела­русь» исполнительным и распорядительным органом на территории района в городе являются местные админи­страции с правами юридического лица, которые входят в систему органов исполнительной власти и являются орга­нами местного управления. В состав местной администра­ции входят глава местной администрации, его заместители и члены местной администрации. Глава местной админист­рации назначается на должность и освобождается от долж­ности Президентом Республики Беларусь или в установ­ленном им порядке. Заместитель (заместители) главы местной администрации назначается на должность и осво­бождается от должности председателем городского испол­нительного комитета. Другие члены местной администра­ции, а также сотрудники местной администрации назнача­ются на должность и освобождаются от должности главой местной администрации. Структура и штатная численность

местной администрации утверждаются городским исполни­тельным комитетом.

Местная администрация обеспечивает на соответствую­щей территории соблюдение Конституции Республики Бе­ларусь, законов, актов Президента Республики Беларусь, выполнение решений вышестоящих исполнительных коми­тетов и Советов, принятых в пределах их компетенции и осуществляет иные полномочия в соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и иными актами законодательства. Местная ад­министрация подотчетна и подконтрольна городскому ис­полнительному комитету. Городские Советы по предложе­нию соответствующих исполнительных комитетов утверж­дают сметы расходов местных администраций, а также от­четы об их исполнении. Местная администрация не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед город­ским исполнительным комитетом, а также информирует граждан о своей деятельности.

В соответствии со статьей 12 Закона Республики Бела­русь «О местном управлении и самоуправлении в Респуб­лике Беларусь» Советы депутатов являются основным зве­ном системы местного самоуправления. Они являются представительными государственными органами на территории соответствующих административно-террито­риальных единиц Республики Беларусь, основным звеном системы местного самоуправления и обеспечивают на сво­ей территории согласованную деятельность органов терри­ториального общественного самоуправления.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Советы избираются гражданами, проживающими на соот­ветствующей территории, на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голо­совании сроком на четыре года. Полномочия Совета сохра­няются до открытия первой сессии Совета нового созыва.

Советы вправе:

1) по взаимному согласию Советов различных уровней
перераспределять между собой отдельные полномочия в
области хозяйственного и социально-культурного строи­
тельства наряду с необходимыми для их осуществления
ресурсами;

2) передавать часть своих полномочий исполнительным
и распорядительным органам, органам территориального
общественного самоуправления по просьбе или с согласия



этих органов, за исключением полномочий, предусмотрен­ных статьей 121 Конституции Республики Беларусь (исключительная компетенция Советов);

3) выступать учредителями местных средств массовой информации.

В силу статьи 121 Конституции Республики Бела­русь к исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

1) утверждение программ экономического и социального
развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

2) установление в соответствии с законодательством
местных налогов и сборов;

3) определение в пределах, установленных законода­
тельством, порядка управления и распоряжения комму­
нальной собственностью;

4) назначение местных референдумов.

В областных (Минском городском), районных, город­ских (города областного подчинения) Советах создаются президиумы. В состав президиума Совета входит предсе­датель Совета, его заместитель (заместители), председате­ли постоянных комиссий Совета. По решению Совета в состав президиума могут входить иные депутаты Совета. Председатели постоянных комиссий, входящие в состав президиума, исполняют свои обязанности, не порывая с основной служебной или производственной деятель­ностью.

Основной формой деятельности президиума Совета яв­ляется заседание. Заседания президиума Совета проводят­ся по мере необходимости, но не реже одного раза в квар­тал. Созывает и ведет заседания президиума председатель Совета, а в его отсутствие — заместитель председателя Со­вета. Решения президиума Совета принимаются большин­ством голосов от его состава. Заседание президиума Сове­та является правомочным, если на нем присутствует не ме­нее двух третей от его состава.

Президиум Совета:

• организует работу по созыву сессий Совета, осущест­
вляет руководство подготовкой сессий Совета и вопросов,
вносимых на их рассмотрение;

• координирует деятельность постоянных и временных
комиссий и депутатских групп, организует контроль за вы­
полнением решений Совета;

• оказывает содействие депутатам в осуществлении ими
своих полномочий и обеспечивает их необходимой инфор­
мацией;

• организует взаимодействие Совета с исполнительны­
ми комитетами и местными администрациями, обществен­
ными объединениями, трудовыми коллективами и органа­
ми территориального общественного самоуправления;

• осуществляет полномочия, предусмотренные Избира­
тельным кодексом Республики Беларусь и иными актами
законодательства Республики Беларусь о выборах, рефе­
рендуме, отзыве депутата;

• осуществляет иные определенные регламентом Совета
функции в рамках полномочий Совета.

В силу статьи 20 Закона Республики Беларусь <<О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» председатель Совета избирается из числа депутатов на сессии соответствующего Совета путем тайного голосования и исполняет свои обязанности до открытия первой сессии Совета нового созыва. Предсе­датель Совета считается избранным, если за него проголо­совало более половины от числа избранных депутатов со­ответствующего Совета.

Председатель сельского, поселкового, городского (горо­да районного подчинения) Совета одновременно по долж­ности является председателем соответствующего исполни­тельного комитета.

В своей деятельности председатель Совета подотчетен Совету, его избравшему, и может быть освобожден от должности только Советом. Порядок освобождения или досрочного сложения полномочий председателя Совета оп^_ ределяется регламентом Совета.

Не допускается (если иное не предусмотрено Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и иными актами законодательства) совмещение должности председателя Совета с любой другой долж­ностью, выполнение оплачиваемых работ, кроме связан­ных с преподавательской, научной, творческой деятель­ностью.

Основными формами работы органов местного управления являются заседания исполнительного комите­та. Они созываются председателем исполнительного коми­тета по мере необходимости, но не реже одного раза в ме­сяц и считаются правомочными, если в них принимает

участие не менее двух третей членов от установленного состава исполнительного комитета. Исполнительный коми­тет по мере необходимости, но не реже одного раза в год, докладывает' о своей деятельности Совету, а также инфор­мирует об этом граждан на собраниях трудовых коллекти­вов и по месту жительства.

Заседания местной администрации проводятся ее гла­вой по мере необходимости, но не реже одного раза в ме­сяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава местной администрации.

Советы осуществляют свою деятельность через сессии, постоянные и временные комиссии и другие органы Советов, а также путем реализации депутатами своих пол­номочий в порядке, установленном законодательством Рес­публики Беларусь. Они самостоятельно определяют поря­док своей деятельности в соответствии с законодатель­ством Республики Беларусь, подотчетны гражданам, про­живающим на соответствующей территории, и ответствен­ны перед ними. Деятельность Советов обеспечивается за счет средств соответствующего местного бюджета.

Вышестоящие Советы осуществляют координацию дея­тельности нижестоящих Советов и их органов, оказывают им организационно-методическую помощь.

Основной формой деятельности местного Совета депу­татов является сессия, которая созывается по мере необ­ходимости, но не реже одного раза в квартал. Первая сес­сия вновь избранного Совета созывается соответствующей территориальной избирательной комиссией при избрании более 50 % депутатов от общей численности, установлен­ной для данного Совета, не позднее чем через 30 дней пос­ле выборов. Заседания вновь избранного Совета до избра­ния председателя Совета ведет председатель территориаль­ной избирательной комиссии, а в его отсутствие — член ко­миссии, исполняющий обязанности председателя.

Сессии Совета созываются председателем Совета, а в случае невозможности исполн<